ФЛАЙ ЛЕДИ
на новый лад
Доброе утро, Гость! Сегодня пятница – в наши дома приходит ЧУДо!

Вход на сайт
 

Объявления
Материалов за текущий период нет.
 

Поиск
 

Мини-чат
 

Статистика

 


[ Новое на форуме · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Врединка, Френни  
Масленица: история и традиции.
ВрединкаДата: Вторник, 13.02.2018, 00:34 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Веселый праздник с массовыми гуляньями, играми и забавами. День обжорства и винопития, после которого все просят прощения друг у друга. Церковный праздник, подготовка к великому посту. Языческий праздник, поклонение богу Солнца - Яриле. Проводы зимы (в середине февраля?), сжигание соломенной Маслёны на костре... Такие разноплановые ответы дают современные люди, пытаясь объяснить что же такое Масленица. Общее было только одно: все пекут блины!


Так что же это за такой загадочный праздник, который нам знаком с детства, но так по-разному интерпретируемый окружающими?

Появлению Масленицы мы обязаны языческим временам. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. Последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием.
С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь).

Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

Интересен также обычай – есть молочную пищу. Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который характерен в основном для Украины и Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.







Во время двоеверия на Руси праздник известен был также как как Комоедица. "Комы" - это хлебцы из овсяной, гороховой и ячменной муки, в которые добавлялись сушёные ягоды и орехи. Их съедали в последний день Масленицы. Длилась она две недели – за неделю до весеннего равноденствия (22 марта) и неделю после. Всё это время пекли блины – символы солнца. Подавали их горячими и щедро сдабривали маслом, которое таяло на блинах, как тает снег на солнце.

Ещё "комами" называли медведей, которые издавна были символом Руси. Первый блин – символ весны - несли Медведю, чтобы он пробудился от зимней спячки, и быстрее пришла весна. Даже есть пословица:
Первый блин - комам,
блин второй – знакомым,
третий блин – родне,
а четвёртый – мне.

Так что, первый блин - комАм, а не комом, как мы привыкли говорить. Комом – это у тех, кто печь не умеет!





Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила.
Праздник, изначально связанный с днем весеннего равноденствия, стал предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Христианская церковь фактически добавила Масленицу в свой календарь, назвав ее Сырной седмицей. Это было сделано для того, чтобы не лишать людей устоявшегося праздника, но при этом искоренить его языческую сущность. Поэтому Масленица соединила в себе церковные и народные традиции.

Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

По материалам:
http://ivona.bigmir.net/prazdni....azdnika
https://kp.ua/life....o-dniam
http://www.wild-mistress.ru/wm....slenica
http://foma.in.ua/article....obryady
 
ВрединкаДата: Вторник, 13.02.2018, 00:37 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Народное расписание Масленицы

Понедельник - встреча Масленицы

В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

Вторник - заигрыш

В этот день проходили смотрины невест. Девушки приглашали молодых людей кататься с гор и звали в гости поесть блинов.

Среда - лакомка, тещины блины

В этот день тещи приглашали своих любимых зятьев на блины.

Четверг - разгул, широкий четверг

День кулачных боев. Пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам.

Пятница - тещины вечера

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу наоборот. При этом еще с вечера теща должна была передать в дом зятю все необходимые продукты для приготовления блинов.

Суббота - золовкины посиделки

В этот день молодая невестка приглашала родных к себе и угощала их угадайте чем? Правильно - блинами.

Прощеное воскресенье

В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что обычно отвечали "Бог простит!".

Поговорки на каждый день Масленицы:

Понедельник: Масленица идет, блин да мед несет!

Вторник: Блин не сноп – на вилы не наколешь

Среда: Блины и поцелуи счета не любят!

Четверг: На Масленой повеселись да блинком угостись!

Пятница: Маслена не на век дается!

Суббота: Блины – солнцу родственники!

Воскресенье: Не все коту Масленица, будет и Великий пост!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: